По работе Соловьева чтение о богочеловеестве

Тип работы
реферат
Группа предметов
Предмет
Философия
Страниц
20
Год сдачи
2014
Оглавление
Введение 3 «Чтения о богочеловечестве» В. Соловьева 5 Заключение 17 Список источников и литературы 20
Введение

В. С. Соловьев является одним из ярчайших представителей такого направления в русской философской мысли, как религиозная философия. Религиозная философская мысль всегда в России пользовалась большим влиянием, исключением является, пожалуй, только период советской истории. Начавшийся в конце XIX в. в русской философии «духовный Ренессанс» нередко называют «этапом богоискательства», он ознаменовался новой поляризацией русской мысли: с одной стороны - материалисты, последователи Фейербаха и Маркса, устремленные к революции; с другой —устремленная к духовным исканиям религиозная философия, представителями которой были Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев, Н.


Если ищите срочно онлайн дипломы , то обращайтесь на наш сервис.


.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и др. Становление и развитие русской религиозной философии прошло несколько этапов. Сначала на основе идей русского монархизма и православия появилась идеология славянофилов, которых позже сменили почвенники, именуемые не иначе как эпигонами славянофильства. Идеи почвенников заложили фундамент для религиозного реформаторства XIX в., наиболее видными представителями которого были великие русские писатели Достоевский и Толстой. Закономерным итогом этого развития стала волна богоискательства, под которым понимается течение в религиозной философии, направленное на переосмысление важнейших религиозных истин. Зачастую взгляды религиозных философов совершенно не совпадали с церковными догматами. Во многом волна религиозного реформаторства была связана с кризисом официальной или даже официозной церковной идеологии, ставшей частью общей реакции в стране. Церковь всемерно стремилась укрепить свое влияние, свидетельством чему стало появление сборника «Православно-догматическое богословие» (1856 г., митрополит Макарий), ответом на который стало появление многочисленных философско-религиозных работ, в числе которых были и работы Владимира Сергеевича Соловьева (1853—1900) — сын известного историка С. М. Соловьева. Соловьевым была создана собственная «философия всеединства», где он пытается систематизировать и обобщить достижения различных русских и зарубежных философских школ, а также обосновать идею 2Богочеловечества». Свое философское учение он изложил в многочисленных трудах, лекциях, публикациях. Одной из главных метафизических и богословских работ Соловьева является собрание лекций «Чтения о богочеловечестве», прочитанных философом в течение февраля и марта 1878 года в большой аудитории музея Прикладных знаний в Москве. Чтения проходили дважды в неделю – в пятницу и воскресенье и вызвали широкий интерес. Центральной частью лекций была идея Богочеловека, живого Бога, это была идея, которая являлась центральной для всего творчества мыслителя. В данной работе планируется рассмотреть основные взгляды и ключевые положения, изложенные философом в «Чтениях о богочеловечестве», а также то влияние, какое оказали идеи Соловьева на дальнейшее развитие русской религиозной философии.

Заключение

«Чтения о Богочеловечестве» – одно из самых значительных произведений в масштабном творческом наследии В.С. Соловьева, произведение, в котором его христианский неоплатонизм, переплетающийся с новоевропейской идеалистической концепцией и мистицизмом, создает весьма интересную теорию мира и человечества в нем – человечества, которому, по мнению философа, следует стремиться лишь к грядущему слиянию с Божественным, высшим началом, и конечным результатом этого слияния должно быть Богочеловечество. В основе всего философского творчества В. С. Соловьева лежит стремление к универсальному всеединству, достижению «Цельной жизни», на основе «цельного знания» и «цельного творчества». И путь к этому он видел в универсальном синтезе философии, науки и религии, т.е. в единстве знания, опыта и веры. Как религиозный философ он характеризует божественное начало как «вечное всеединое», что все сущее мира содержится в Боге, ибо всеединство есть не что иное как «единство и все», т.е. единство во множественности. Идея вечного Богочеловечества вызвана к жизни стремлением Соловьева философски осмыслить христианский догмат воплощения: Христос — это воплощенный, вочеловеченный Логос, второе Лицо Троицы; тайна воплощения божественного начала, если попытаться дать ей рациональное толкование, вполне естественно приводит философа к мысли об изначальном существовании идеального человечества в самом Божестве. Философ особенно подчеркивает, что вочеловечивается не трансцендентный Бог, но Бог-Слово, то есть творческая сила, действующая в мире. Кроме того, сам человек по природе своей – это уже соединение божественного и материального. Человечество, которое с помощью Иисуса Христа воссоединено со своим божественным началом - это Церковь, которая стремится к «свободной теократии». Учение о «свободной теократии» явилось политическим воплощением «философии всеединства» Соловьева, это учение о едином общественном организме (государстве), в котором политика и экономика руководствовались и направлялись бы идеями духовного сообщества (церкви). Для этого необходимо объединение всех христианских церквей и духовное примирение народов. Взгляды В. С. Соловьева разделялись далеко не всеми. Своим призывом к единству Вселенской церкви и к отказу от «национального эгоизма» он задевал идеи славянофилов и их последователей. Так, другой известный русский философ Н. Я Данилевский писал о том, что в вопросе объединения церквей «посмотрел на это дело не с точки зрения полного беспристрастия, а принял в нем явно и открыто сторону римского католичества» . Действительно, Соловьев не раз с похвалой отзывался о римско-католической церкви и указывал, что именно она сумела создать всемирную надгосударственную организацию, благодаря чему многие полагали, что Соловьев отошел от православия и примкнул к римско-католической церкви. На самом же деле, Соловьев никогда не порывал с православием. Он был убежден, что западная и восточная церкви тесно связаны нерушимыми мистическими узами, несмотря на внешний разрыв. В своем другом произведении – «Русская идея», философ писал: «Не добро быть человеку одному». То же можно сказать и о всякой нации, - завершает свое повествование философ, - Девятьсот лет тому назад мы были крещены Святым Владимиром во имя животворящей Троицы, а не во имя бесплодного единства. Русская идея не может заключаться в отречении от нашего крещения. Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств - церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы - вот в чем русская идея. И в том, что эта идея не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них, - в этом лежит великое доказательство, что эта идея есть идея истинная. Ибо истина есть лишь форма Добра, а Добру неведома зависть» . Таким образом, философ видит призвание всякого народа в участии в жизни Вселенской церкви, в развитии христианской цивилизации, которая должна быть создана на основе органического соединения положительных элементов западной и восточной культур, прежде всего, на основе воссоединения церквей — восточного православия, обладающего богатством мистического созерцания, и западного католичества, установившего наднациональную духовную власть, независимую от государства. Только в этом случае, в случае достижения всеединства, человечество сможет пойти по пути приближения к Богочеловечеству.

Список литературы

1. Соловьев В. Русская идея //Владимир Соловьев. Спор о справедливости. Москва-Харьков, 1999 2. Соловьёв, В. С. Чтения о богочеловечестве // Чтения о богочеловечестве ; Статьи ; Стихотворения и поэма ; Из «Трёх разговоров…»: краткая повесть об Антихристе / сост. и примеч. А. Б. Муратова. — СПб. : Художественная литература, 1994. — 528 с. 3. Аблеев, С. Р. История мировой философии : учебник / С. Р. Аблеев. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 414,[2] с. - (Высшая школа). С. 283 4. Данилевский Н. Я. Владимир Соловьев о православии и католицизме// Данилевский Н. Я. Горе победителям. … М., 2003. 5. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. — М.: Республика, 2001. — 639 с. 6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с. — («Фундаментальный учебник»). 7. Кравченко В. В. Владимир Соловьев и София. — М.: Аграф, 2006. 8. Лосский Н. О.История русской философии. Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991 9. Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Мочульский К. «Гоголь, Соловьев, Достоевский», Москва, Изд. «Республика», 1995.

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!