Классификация услуг
Услуга как разновидность товара
Определение Услуга — нематериальный товар, обладает теми же составляющими, что и товар за исключением отсутствия материальной осязаемости и наличием неразделимой связью с источником.
Однако не всегда является возможным разграничить услугу и товар. Иногда товар-изделие и услуга выступают не в чистом виде.
На рисунке 1 рассмотрим варианты корреляций.
Рисунок 1. Варианты корреляций услуг и товаров
Пример 1 Компания British Airlines предоставляет не только услугу по перелету, но и дополняет услугу товарами: напитками, наушниками, прессой и т.д.
Пример 2 Примером гибридных предложений выступают компании предоставляющие услуги и товары в равной степени. Некоторые рестораны предоставляют питание, обслуживание и имеют розничные точки сбыта товаров.
Разнообразие подходов к систематизации услуг
Выделяют следующие признаки классов услуг:
- присутствие-отсутствие потребителя при оказании услуги;
- кто производитель (машина, человек);
- мотив поставщика услуги (благотворительные, коммерческие, государственные);
- отраслевое происхождение услуги;
- характер потребления (общественное, индивидуальное);
- согласно стандарту или его отсутствия;
- периодичность (однократные, регулярные, редкие);
- относительно факта продажи (предпродажные, послепродажные) и другие.
Услуги в мировой практике
Для облегчения торговли услугами Всемирная торговая организация представила международную классификацию услуг, которая насчитывает 161 вид услуг, формирующих 12 секторов (рисунок 2):
Рисунок 2. 12 секторов услуг ВТО
Заметка Несмотря на то, что услуги принято рассматривать как неосновной сектор экономики, около 70% мирового ВВП относят на торговлю услугами.