Модели потребительского поведения

Содержание:

Классическое разделение

Заметка 1 На поведение потребителя на рынке оказывает влияние целый ряд факторов, в соответствии с которыми можно выделить соответствующие модели поведения. В экономической модели индивид принимает решение, взвешивая свои выгоды и издержки от приобретения экономического блага или отказа от него.

Пример 1 К факторам, оказывающим влияние на решение относятся цена продажи, доход потребителя, транзакционные издержки, возможные послепродажные расходы и прочие факторы.Социологическая модель предполагает, что на выбор потребителя оказывает доминирующее влияние его окружение – тот социум, в котором он существует (см. рис. 1). 

 1- Потребительский выбор

 Рисунок 1. Потребительский выбор

Пример 2 Считается, что человек поддается большому влиянию таких социальных групп, как семья, друзья, коллеги, статусные сообщества.

Заметка 2 В условиях сильного общественного группового влияния на индивида он склонен делать выбор, который получит одобрение его окружением.Согласно психологической модели, установки, убеждения определяют результаты действий потребителя на рынке.

Дополнительные модели современного мира

В экономической науке выделяют также современные модели. 

Пример 3 Например, «общий вагон», когда потребитель исходит из желания быть, как масса людей, среди которой этот товар или услуга пользуется популярностью (см. рис. 2).

 2- Эффект массового потребления 

 Рисунок 2. Эффект массового потребления

Противоположной ей является модель «сноба», когда потребитель желает выделиться, оказаться вне массы обывателей. При поведении, основанном на поведенческой демонстрации, человек совершает выбор продуктов по наиболее высокой цене, действует убеждение, что чем выше цена, тем лучше качество. Модель «цена-качество» имеет силу, когда сначала оценивается качество, затем уже — соответствует ли ему цена.

Заметка 3 Исходя из глобальных мировых тенденций, можно выделить также модель поведения, в которой потребитель ориентируется на экологичность продукции.

Список литературы

  1. Багиев Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. — СПб., 2005. — 132 с. 
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. — М., 1991. — С. 34-38.
  3. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / Под ред. В.М. Гальперина. — СПб., 2003. — 254 с. 
Нужна помощь в написании работы?
Мы вам поможем!

Средний бал 4,8

Трехступенчатая проверка

Срочные заказы за 2 часа

Скидка на первый заказ

Узнайте стоимость работы