Сервис в товарной политике фирмы
Термин, суть и задачи сервиса
Определение
Сервис – комплекс обслуживания покупателей, с помощью которого клиент получит нужный товар и будет грамотного использовать товар.
Сервис нужен для того, чтобы компания сформировала стабильный рынок для себя. Часто сервис так же важен, как и цена при покупке. Особенно важен сервис в услугах. С помощью сервиса фирмы увеличивают конкурентоспособность товаров. Ученые считают, что сервис нужен предпринимателю любого масштаба и отрасли, так как с помощью сервиса фирма будет отличаться от конкурентов.
Перечислим причины, по которым важность сервиса растет:
- конкуренция на рынках ежегодно увеличивается;
- ожидания покупателей ежегодно растут;
- товары ежегодно становятся сложнее;
- предприятия обретают специализированность.
Перечислим задачи, которые выполняет сервис в товарной политике:
- привлекает новых клиентов;
- увеличивает продажи;
- поддерживает покупателей;
- дает покупателям информацию.
Выполнение перечисленных задач приведет к выполнению цели – создание нужной совокупности услуг, помогающих покупателю при покупке и при использовании товара.
Категории сервиса
Сервис товарной политики принято разделять на категории. Представим категории на рисунке 1.
Рисунок 1 – Категории сервиса
Первые две большие категории – предпродажный и послепродажный сервис. Отличие в том, что услуги первой категории оказываются до продажи, второй – после. Предпродажный делят на гарантийный и послегарантийный. Предпродажные и гарантийные услуги бесплатны, послегарантийный – платный.
Пример
Предпродажная услуга – консультация в магазине. Гарантийная услуга – гарантийный ремонт. Послегарантийная услуга – ремонт после истекания гарантии.
Список источников:
- Фирсенко С.С. Товарная политика предприятия: учеб. Пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. - Красноярск, 2018. - 278 с.
- Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2018. - 383 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник / А.П.Панкрухин. - 6-е изд., стер. - М.: Изд. «Омега-Л», 2019. - 656 с.