Теория равновесия
Определение
Условие равновесия – состояние рыночной системы, при котором спрос и предложение совпадают или находятся в допустимых отклонениях. Совместим кривые величин (рис. 1). Впервые определение равновесия было озвучено Л.Вальрасом [1].
Рисунок 1 – Кривые
Представленная зависимость выражает зависимость спроса и предложения товара. Точка Е – точка равновесной цены и объема производства. Равновесие означает, что выпущено такое количество товара, которое будет реализовано полностью. При равновесии экономика достигает пика эффективности [2].
Описание
При реальной цене, превышающей цену равновесия объем спроса станет меньше объема предложения, поставщики снизят цену, чтобы избежать издержек, связанных с хранением невостребованной продукции. Этот процесс выгоден покупателю. При цене товара ниже равновесной, товар становится недоступным для многих покупателей. Такой процесс выгоден производителю.Рыночные отношения подразумевают под собой быструю стремительную реакцию рынка в целях формирования равновесной цены.Если спрос оценивается выше предложения, то происходит перераспределение ресурсов между отраслями промышленности в пользу более платежеспособных. Повышение цены подразумевает дефицит товаров. Равновесная цена позволяет увеличить объемы производства в отраслях, где минимальные издержки, а также перенаправить сырье от худших производителей к лучшим. При этом рыночная экономика стабилизируется и уравновешивает бюджет затрат [3].
Заметка. А. Маршал попробовал соединить несколько теорий о системе рынка в одну – идея оказалась провальной.
Список литературы
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - М.: Вильямс; Издание 9-е, 2020. - 908 c.
- Можаров, А. Н. Современная международная торговля сырьевыми товарами / А.Н. Можаров. - М.: АСА, 2020. - 256 c.
- Репьев, Александр Маркетинговое мышление / Александр Репьев. - М.: Библос, 2019. - 877 c.