Принципы бюджета
Законодательство о принципах
Бюджетный Кодекс РФ в главе 5 закрепил перечень принципов бюджетирования.
- Единства кассы;
- Разграничение финансов внутри системы;
- Самостоятельность;
- Равенство;
- Полнота сведений и открытость;
- Эффективность и совокупное покрытие расходов;
- Достоверность;
- Адресность, целевой характер;
- Подведомственность расходов;
- Единство кассы.
Заметка 1 Самостоятельность бюджетов была одним из первых принципов, провозглашенных в РСФСР Законом № 1734-1 от 10.10.1991
Условием нормального функционирования финансовой системы выступает результативность средств. Это обязательное требование.
Заметка 2 Ранее, до 2004 года принципу результативности не уделялось столько пристальное внимание. Однако с принятием Постановления Правительства РФ № 249 oт 22.05.2004, предусматривающего меры по повышению результативности, соблюдение этого принципа стало приоритетным.
Уровни бюджета
- Федеральный. Бюджет государства+ внебюджетных фондов
- Бюджет субъекта России. Бюджет субъекта+ территориального внебюджетного фонда
- Муниципальный.
Самостоятельность субъектов РФ
Территориальные единицы государства не имеют полной бюджетной самостоятельности из-за принципа единства. Субъекты федерации вправе посредством законодательства дополнять категории участников процесса, регулировать количество чтений, устанавливать сроки. Регионы не в состоянии осуществить бюджетный процесс без сведений о межбюджетных трансфертах. Он формируется тогда, когда есть данные о федеральном бюджете. Существенное значение имеет тот факт, что местные власти не устанавливают дополнительных налогов и сборов в качестве дополнительного дохода. Перечень налогов строго определен Налоговым Кодексом России.