Поведенческие признаки сегментирования рынка
Понятие сегментации и рыночного сегмента
Определение 1 Сегментирование рынка — определение доли рынка, которую эффективно может обслужить компания, исходя из имеющихся ресурсов. Сегментирование основано на определении признаков, важных для организации.
Определение 2 Рыночный сегмент — участок рынка, на котором сосредоточены маркетинговые усилия фирмы. Сегмент рынка имеет характеристики. Пример: пол, возраст, образ жизни, тип личности, этап жизненного цикла семьи.
Цель сегментации рынка — наиболее полное удовлетворение потребностей целевого сегмента.
Признаки сегментации рынка
В качестве признаков сегментации рынка с точки зрения маркетинга могут быть использованы критерии:
- Демографический. Пример: половозрастная структура, уровень доходов.
- Географический. Пример: жители города, страны или региона.
- Поведенческие характеристики. Пример: реакция на внешние стимулы.
- Личностные критерии. Пример: образ жизни, тип личности.
- Национально-культурные особенности. Пример: восприятие цветов, национальные праздники в стране.
Поведенческое сегментирование рынка
Сегментация рынка на основе поведенческого критерия осуществляется на основании признаков (рисунок 1):
- Место совершения покупки. Пример: покупки через интернет, традиционные магазины, гипермаркеты, специализированные отделы.
- Отношение клиента к товару — вовлеченность в процесс покупки. Ожидаемый результат – выгоды, ожидаемые покупателем от потребления товара.
- Статус покупателя — положение клиента в обществе.
- Частота совершения покупки. Пример: ежедневно, по мере необходимости.
Рисунок 1. Признаки поведенческого сегментирования
Выбор критериев сегментирования рынка обеспечивает эффективную работу предприятия. Цель функционирования фирмы состоит в получении прибыли.