
Как оформить курсовую по ГОСТу 2020: актуальные стандарты и правила
Навигация по статье
Основная часть
Основную часть курсовой оформляют по стандартам ГОСТ Р 2.105-2019 и ГОСТ 7.32-2017. Они содержат общие принципы оформления исследований и текстовых документов.
Заголовки
В курсовой должно быть 2–3 главы, каждую из которых можно разделить на параграфы. Заголовки глав и параграфов оформляйте в едином стиле.
Названия разделов курсовой оформляйте по следующим принципам:
- Используйте единообразные заголовки.
- Пишите номера глав арабскими цифрами — 1, 2, 3...
- Нумеруйте параграфы двумя цифрами — 1.1, 2.1, где первая цифра обозначает номер главы, а вторая — раздела.
- Выделяйте названия заглавными буквами или полужирным шрифтом.
Если пользуетесь Google Docs или Microsoft Word, выбирайте стандартные варианты: для глав — заголовок 2, для параграфов — заголовок 3. Использование стандартных заголовков редактора поможет быстро собрать содержание.
Примечания: сноски и ссылки
Ссылаясь на другие источники информации соблюдайте следующие рекомендации:
- Располагайте примечания внизу страницы под чертой или в самом тексте.
- Следите, чтобы ссылки на электронные ресурсы были активными.
- Нумеруйте подстрочные ссылки. Обычно текстовый редактор делает это автоматически.
ГОСТ Р 7.0.5-2008 содержит подробные правила оформления любых типов примечаний, в том числе ссылок и сносок.
Ссылки на графический материал или приложения указывайте в скобках или в тексте:
- (см. рис. 1);
- как следует из таблицы 1.1;
- рассмотрим данные из Приложения А…
Графические представления
Небольшие таблицы, диаграммы и графики располагайте прямо в основном тексте. Объемные дополнительные материалы размещайте в приложениях.
Правильно подписать таблицу можно двумя способами:
- напишите «рисунок» и пронумеруйте по порядку;
- напишите «рисунок», первой цифрой укажите номер раздела, в второй — номер материала (рисунок 2.7).
Приложения
Если в вашей курсовой есть объемные данные, оформите их отдельными приложениями. ГОСТ Р 2.105-2019 определяет, что выносят в приложения:
- графики;
- схемы;
- расчеты;
- последовательность работы алгоритмов и задач;
- широкоформатные таблицы;
- справочная информация и др.
Формат листов выбирайте исходя из размеров данных: А4, А4х3, А4х4, А2 или А1. Нумеруйте страницы как продолжение основной части работы.
При написании основной части указывайте ссылки на приложения прямо в тексте. Эти указания помогут расположить материалы в приложениях в логически верном порядке: по очереди упоминания ссылок в главах работы.
Главные требования к оформлению приложений:
- располагайте каждый новый материал на новой странице;
- нумеруйте разделы буквами — А, Б, В и т.д.;
- пишите в скобках под заглавием статус приложения: обязательное, рекомендуемое или справочное.
Список источников
Список источников оформляется после завершения основной части. Указывайте только источники, которыми пользовались в работе над проектом. Их должно быть не менее 10–15, количество зависит от требований вуза.
По ГОСТ 7.1-2003 в список литературы включают:
- книги;
- периодические издания;
- нормативные документы;
- технические описания;
- электронные ресурсы.
Название источника, как правило, состоит из библиографического описания и может дополняться заголовком, классификационными индексами и другими сведениями. Стандарты оформления источников зафиксированы в ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.82-2001 и ГОСТ 7.76-96.
Если не хотите изучать стандарты, прочитайте нашу статью, как составить список литературы правильно.
При оформлении списка источников соблюдайте следующие правила:
- составляйте перечень в алфавитном порядке;
- сначала пишите фамилию автора, а потом инициалы;
- если в сборнике или журнале вы пользовались материалами одной статьи, указывайте страницы;
- для периодических изданий указывайте номер или дату публикации;
- следите, чтобы ссылки на электронные ресурсы были активными.
В Приложении А стандарта ГОСТ 7.80-2000 даны примеры правильного оформления источников любых видов.
Содержание
Оформляйте содержание, когда вся работа уже готова. Обязательно проследите, чтобы в итоговом варианте оглавления номера страниц были указаны верно. Если вы использовали для основной части стили заголовков, которые предлагает текстовый редактор, оглавление соберется автоматически.
В Microsoft Word зайдите во вкладку «Ссылки», нажмите кнопку «Оглавление» и выберите вариант содержания.
По ГОСТ Р 2.105-2019 в содержании обязательно должно быть отточие между названием раздела и номером страницы. Google Docs отточие автоматически не проставляет, поэтому удобнее пользоваться редактором MS Word.
Запомнить принципы оформления содержания несложно:
- оформляйте содержание на отдельном листе перед основной частью;
- используйте тот же стиль текста, что и для всей работы;
- проставляйте отточие между названием главы и номером страницы;
- располагайте слово «Содержание» в центре листа.
Титульный лист
При оформлении титульного листа курсовой учитывайте не только требования ГОСТов, но и рекомендации вашего вуза. Часто учебные заведения разрабатывают собственные стандарты.
Пишите титульный лист в отдельном документе. Если разместить его в файле с курсовой, страницы основной части могут «поплыть», когда вы будете создавать блоки титульника. Кроме того, создав файл с титульным листом один раз, вы можете применять его для последующих работ.
Требования к титульному листу закреплены в ГОСТ Р 2.105-2019:
- составляйте титульник в общем стиле работы;
- указывайте полное название вуза и факультета, название работы, данные исполнителя и проверяющего;
- используйте общепринятые сокращения для научной степени преподавателя.
Обязательно оставляйте место для подписи преподавателя и проверяйте вид листа перед печатью. Например, блок с городом и годом часто спускается на следующую страницу, а это обязательный элемент титульного листа.
Что еще важно
Прежде чем сдавать курсовую на проверку, еще раз проверьте правильность оформления. Так вы избежите переделок и проявите себя как ответственного, внимательного студента.
Стиль текста должен быть единообразным. Используйте шрифт Times New Roman, 14 кегль с 1,5 интервалом. Это общепринятый стиль для всех научных работ.
Новый раздел пишите с новой страницы. Для заголовков используйте стандартные стили редактора. При этом для заголовков одного уровня используйте одинаковые стили.
Названия разделов выравнивайте по центру. Допустимо использовать 16 кегль и полужирное выделение.
Поля курсовой: левое – 30 мм; правое – 15 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм.
Объем курсовой должен быть не менее 20 листов.Каждый вуз предъявляет свои требования к количеству страниц. Обязательно уточните рекомендации своего учебного заведения на кафедре или у преподавателя перед написанием работы.
Курсовая должна состоять минимум из 2 глав, а каждую главу можно разделить на несколько параграфов.
Когда на носу зачеты и экзамены, не хватает времени не только на оформление, но и на создание работы. В этом случае доверьте написание курсовой работы профессиональному автору. Вы получите время на подготовку к сессии и сдадите преподавателю проект, написанный и оформленный по всем требованиям ГОСТов. Рекомендации вашего вуза также будут учтены.