Эксперт в учебе
+7 (495) 215-28-14
Кривоколенный переулок, д. 5 строение 4, офис 239, этаж 2
08.06.2020 07:05 346 Время прочтения: 17 мин.

Как написать дипломную работу: раскрываем секреты поэтапно

Навигация по статье

Значимость диплома для профессионального роста велика. Но получить диплом не так уж и сложно, а получить удовольствие от написания диплома — очень даже полезный бонус работы. Мы решили развеять все мифы о дипломе и рассказать, как оно бывает в действительности, поделиться советами, чтобы со словом «диплом» у вас возникали приятные ассоциации.

 

С чего начать писать диплом?

 

«С чего начать?» — задумывался, пожалуй, каждый студент. Этим вопросом стоит задаться, не когда вы уже сели за ноутбук или компьютер и напечатали на титульном листе «Дипломная работа». Успех написания диплома зависит и от стадии подготовки.

 

выбираем научного рук

Выбираем научного руководителя

 

Научный руководитель — не только преподаватель, который помогает вам и указывает на какие-либо ошибки или недочеты в работе. Прежде всего он — человек со схожими интересами в науке.Очень важно отнестись к выбору научного руководителя внимательно и серьезно, ведь от этого будет зависеть ваша дальнейшая продуктивность.


Все же перед выбором научного руководителя для начала определитесь со своими предпочтениями. Выпишите на лист возможные темы для изучения и подумайте, в какой мере какую тему вы готовы изучить и насколько она актуальна и востребована.


Обычно университет предоставляет список потенциальных научных руководителей, их контакты и сферу интересов. Даже если в вашем вузе такого не было сделано, не поленитесь и изучите преподавателей с вашего факультета. Например, вы обучаетесь на факультете филологии и хотите развивать тему о литературном феномене диалога в произведениях разных эпох. Круг преподавателей, которых стоит рассмотреть, уже сужается, ведь вам нет смысла брать руководителя с кафедры русского языка.


Если вы толком не понимаете, чего хотите от диплома, тогда советуем отталкиваться от личности преподавателей. За три-четыре года обучения в вузе о многих преподавателях составлено ваше мнение. Выбирайте того, с кем было комфортно работать на парах, кто был отзывчив. У каждого студента будут свои главные критерии в выборе преподавателя. К примеру, кто-то много работает и не готов отчитываться перед научным руководителем каждую неделю. Тогда этот кто-то ищет себе преподавателя с похожим графиком и отношением к диплому. А кто-то, напротив, не может без постоянного контроля и «пинков», поэтому тоже выбирает руководителя под стать своим требованиям.


Можно оттолкнуться и от практической деятельности научного руководителя, ведь он может занимать должность в какой-либо компании. Тогда он может стать и вашим потенциальным работодателем. Все зависит от того, как вы себя проявите.

 

Выбираем тему дипломной

 

Иногда бывает и такое, что вуз или преподаватель ограничивает студентов в выборе тем и выдает уже готовый список. В таком решении тоже есть свои плюсы. Во-первых, темы подобраны в соответствии с критериями актуальности и новизны. Во-вторых, вы сразу сможете понять, какую из тем вы осилите.Для тех, кому предоставлена воля формулировать тему самому, советуем следующее:

  • соотнесите свои интересы с возможностями
  • оцените актуальность, новизну и проблематику
  • сформулируйте примерную цель, чтобы знать, что вы получите в итоге
  • таких тем стоит набрать хотя бы 3-4, а далее — идти к научному руководителю за советом

 

СОВЕТ: Вы можете продолжить изучать тему, которую развивали на предыдущих курсах в формате курсовой работы. Это облегчит написание работы, ведь уже имеющийся материал нужно будет лишь внести в текст диплома. Не забудьте сообщить прежнему научному руководителю, что вы собираетесь продолжить с ним сотрудничество.


Составляем план работы

 

После утверждения темы советуем поработать над планом дипломной. План поможет рассчитать силы и время, которое вам придется потратить на написание частей диплома, а также будет неким путеводителем всей работы.


Во-первых, определите четкие рамки, как и когда вам сдавать диплом. Например, вы можете первый семестр последнего курса работать над поиском и систематизацией теоретической информации, а второй посвятить практической части. Тогда на преддипломной практике вам останутся мелкие доработки, оформление и подготовка к защите.


Во-вторых, подумайте над количеством глав, разделов и объемом эмпирической базы.

Эмпирическая база — фундамент исследования. Это весь добытый материал, на котором оно строится. Эмпирическая база может быть слишком большая для дипломного исследования, тогда стоит очертить ее границы, сделать выборку и пр.Конечно, план — это всего лишь набросок. Но он поможет понять вам и вашему научному руководителю, что вы двигаетесь в верном направлении. В процессе работы над дипломом какие-то его части могут меняться — это нормально.

 

переходик к написанию диплома

Переходим к написанию диплома

 

Конечно, дипломы разных специальностей будут различаться. Есть более теотеризированные, есть прикладные работы. От этого зависит соотношение элементов диплома. Например, если ваш диплом носит прикладной характер, то и практической части в нем будет гораздо больше теоретических тезисов. Однако структура у всех дипломов примерно одинаковая.

СОВЕТ Перед написанием текста дипломной лучше обратиться к научному руководителю или секретарю кафедры за методическими рекомендациями. Тогда вы точно будете знать, какие требования предъявляются именно в вашем вузе. Они могут немного разниться с общими положениями ГОСТ.


Что должно быть в дипломной работе

 

Вот основные элементы диплома. Напоминаем, что структура может так или иначе варьироваться.

  • Титульный лист
  • Аннотация
  • Оглавление
  • Введение
  • Основная часть, состоящая из глав и параграфов
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

 

Титульный лист

 

Вы, наверное, слышали и не раз, что титульный лист любой работы называют ее «лицом»? Это действительно так. Грамотный титульный лист не только создает ощущение аккуратности, но и также систематичности. Вот какие данные могут содержаться в титульном листе:

  • Название министерства или подразделения, к которому относится вуз
  • Полное название вуза и его статус
  • Название института, факультета, кафедры
  • Название темы исследования
  • ФИО автора диплома
  • ФИО, должность и звание научного руководителя
  • Оценка
  • Год и место написания

 

Аннотация

 

Аннотацию отчасти можно назвать кратким содержанием работы. Это несколько предложений о том, чему посвящена работа, какие вопросы в ней рассматриваются. Аннотация, в первую очередь, облегчает поиск. Читающему не обязательно пролистывать саму работу, ведь уже из аннотации он может понять, полезна ли она ему или нет.

Также аннотация может содержать данные об авторе, объеме работы и др.
Вместе с аннотацией всегда идут ключевые слова.

Оформляться аннотация может по-разному, например:

Аннотация
Данная работа посвящена рассмотрению проблемных вопросов обучения литературе подростков и разработке проектов уроков для 6 класса, ставящих целью решить обозначенные вопросы, адаптировать предыдущий педагогический опыт к современной образовательной ситуации. В основе предлагаемых уроков лежит анализ жанровой поэтики рассказа и литературной сказки, как одних из частотных по изучению жанров прозы. Также в работе представлены методические рекомендации для учителей.
Ключевые слова  Жанр, малая проза, рассказ, литературная сказка, анализ жанровой поэтики, культурный возраст читателя, наивный реализм.

 

В аннотации не нужно расплываться мыслью по древу. Жанр аннотации требует ясный, лаконичный текст без сложных речевых конструкций и оборотов.

 

Оглавление

 

Советуем обратиться к оформлению оглавления в самом конце работы, поскольку эта часть достаточно формальна. Вам останется лишь выделить нужные заголовки, и они автоматически внесутся в список.  

 

Введение

 

Введение — одна из главных частей работы. Тонкостей при написании правильного введения дипломной существует много. Введение характеризует работу, отображает ваши цели и задачи, описывает исследовательскую базу.

СОВЕТ Над введением особенно стоит постараться. На защите диплома у членов комиссии физически не будет возможности за 7-10 минут прочитать всю вашу работу, разобраться в ней. Поэтому они обратят внимание на введение, где прописаны основные тезисы. Написанию введения у нас посвящена целая статья, где мы раскрываем все секреты.

Некоторые основные элементы, которые могут быть включены во введение:

  • актуальность
  • проблематика
  • новизна
  • гипотеза
  • степень изученности вопроса (обычно коррелирует с новизной)
  • цель
  • задачи
  • объект и предмет
  • материал исследования
  • методологическая база
  • апробация
  • перспектива

 

Как правило, порядок этих частей введения нестрогий. Единственный принцип, от которого зависит связность и стройность текста — соблюдение логики мыслей.

 

Основная часть, состоящая из глав и параграфов

 

Основная часть в дипломе может состоять из двух, трех, четырех глав. Но всегда это будут теоретические и практические главы.

Теоретическая глава подразумевает изложение научных теорий, истории, концепций, взглядов, описание чего-либо на основе нужной вам литературы.

Практическая глава уже содержит ваше собственное исследование, разработку, эксперимент или анализ. В общем, на практике вы применяете полученную теорию. Именно практическая глава показывает ваш вклад в научной деятельности.

 

Заключение

 

Заключение также очень важно. Если научный руководитель хорошо знаком с вашим дипломом и знает его содержание, то члены комиссии — нет. После того, как они познакомятся с введением, члены комиссии обратятся к заключению, чтобы посмотреть, достигнута ли цель и какие результаты вы получили.Чтобы в заключении вы сказали все и ничего не упустили, советуем описать сначала теоретические результаты, а потом практический вклад. Если в конце вы укажите перспективу, это придаст значительный вес вашему исследованию и покажет, что работа действительно серьезная и ее можно развивать дальше.


СОВЕТ Вам очень помогут выводы, которые вы делали в конце каждого параграфа или главы. Тогда не придется перечитывать заново весь текст дипломной работы.


Список использованной литературы

 

Список используемой литературы отражает все те источники, которые были задействованы в исследовании. Не путайте с библиографическим списком, который включает вообще все возможные источники, хоть как-то относящиеся к вашей теме.


Последнее время одним из требований работы стали иностранные источники. Узнайте об их надобности и количестве на кафедре.

 

Приложения

 

Приложение не идет в общий объем работы. Поэтому вы можете размещать там ваши графики, схемы, таблицы и пр.

Приложение не является обязательной частью. Если вы все-таки используете приложения, то обязаны сделать на них ссылку в тексте работы (см. Приложение 1).

Некоторые требования к приложению:

  • Каждое приложение идет отдельно с новой страницы.
  • Вы должны именовать все приложения (например: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
  • Помимо именований у каждой схемы, графика и пр. должно быть название. Вы не можете поместить таблицу не обозначив, как она называется.

 

Прочие документы 

 

Помимо самого диплома вам придется сдать и другие документы: отчет о прохождении преддипломной практики, рабочий график, лист с оценкой, отзыв научного руководителя. Все это относится к этапу преддипломной практики. О том, что из себя представляют эти документы читайте тут.


К самому диплому прилагаются метаданные. Это краткая сводка главных пунктов, которые нужно знать о вашем дипломе (автор, тема, вуз и пр.). Кстати, именно в метаданные может входить аннотация. 


Метаданные нужны для облегченного поиска работы по каким-либо большим поисковым системам. Выглядеть метаданные могут так:

Название ВКР  
Аннотация  
Ключевые слова   
Автор(ы)   
Кафедра  
Объем "Антиплагиат.ВУЗ"  
Уровень образования  
Направление подготовки   
Направленность (профиль) подготовки  
Год  

 

Существует еще и рецензия. Она пишется под впечатлением от вашей работы другим преподавателем или человеком, относящимся к вашей деятельности. 

 

Подходы к написанию диплома

 

Каждый преподаватель имеет огромный опыт в сотрудничестве со студентами и подготовке их к защите диплома. Поэтому у каждого из них за годы обучения накопился опыт и свой взгляд, как начать диплом.

 

Начинаем с введения

 

Такой подход удобен тем, что уже в самом начале вы хоть и примерно, но уже знаете цель работы, задачи, объект, предмет и другие элементы введения. Все они в целом определяют направление исследования. Поэтому очень разумно начать писать диплом именно с введения. Конечно, в ходе работы оно будет корректироваться. Тем не менее, у вас в голове будет система, а не хаос.

 

Начинаем со списка литературы

 

Если вы начнете писать дипломное исследование с составления списка литературы, вы будете знать, на какие источники вам следует опереться, а какие источники вам не подходят. Это также определит во многом направление вашего диплома.

 

Начинаем с глав

 

Наверное, самый часто практикующийся метод — написание диплома с теоретических или практических глав. Введение в таком случае составляется в конце и как бы «подгоняется» под общий текст работы. Таким методом можно пользоваться, если вы имеете достаточный научный багаж, опыт в написании научных текстов. Все же студентов это может сбить и увести не в то русло. Получится, что тема и наполнение диплома в итоге разнятся, а это может повлиять на оценку работы.

 

требования к оформлению

Требования к оформлению текста диплома

 

В наших статьях мы всегда советуем обратиться за правилами оформления к вузовским методичкам. Причем нужна методичка именно вашей кафедры или факультета. Бывает такое, что в стенах одного вуза от факультета к факультету требования разнятся. Мы перечислим основные, которые чаще всего совпадают:

Все разделы и главы начинаются с новой страницы, а их наименование пишется строчными буквами по центру

  • Параграфы одной главы идут друг за другом.
  • Текст, как правило, набирается 14 кеглем Times New Roman с полуторным интервалом, выравниванием по ширине и абзацным отступом 1,25 пт.
  • Во введении и заключении вы можете позволить себе выделять жирным шрифтом элементы: цель, задачи, объект, предмет, результаты и пр.
  • Объем диплома в среднем равен 50-80 страниц.
  • Нумерация начинается с введения.

 

Подводим итоги

 

Все наши рекомендации и советы даны с целью, чтобы вы получили удовольствие от написания диплома, а особых проблем у вас не возникало. Пользуйтесь ими на здоровье. Команда профессионалов Work5 поможет вам с написанием диплома и грамотным оформлением документов (отчет по практике, презентации и пр.).

Горят сроки, а работа ещё не готова?

Заполните небольшую форму заказа и мы сможем помочь вам сдать работу в оговоренные сроки!

Ко всем статьям
Как написать дипломную работу: раскрываем секреты поэтапно