
Как правильно оформить таблицы в дипломе: правила и примеры
Навигация по статье
Оформляя таблицы, прежде всего учитывайте два стандарта — ГОСТ 7.32-2017 и ГОСТ 2.105-2019. Первый содержит базовые требования к оформлению таблиц, а во втором найдете более детальные рекомендации.
ГОСТ 2.105-2019 относится к Единой системе конструкторской документации и содержит правила оформления текстовых документов любого вида. ГОСТ 7.32-2017 применяется ко всем научно-исследовательским работам.
По ГОСТам все таблицы в дипломе:
- располагаются сразу после текста, к которому относится;
- называются в соответствии с содержанием;
- нумеруются арабскими цифрами;
- при необходимости переносятся на следующую страницу;
- оформляются под текстом, в котором впервые упомянуты данные из таблицы, или в приложении.
Методические рекомендации вузов составляются на основе ГОСТов, но могут включать дополнительные требования учебного заведения. Например, в некоторых вузах название таблицы размещается не по левому краю страницы, как по ГОСТу, а по правому. Прежде чем оформлять таблицы, изучите методички на кафедре, сайте или в библиотеке вуза.
Главные требования вузов к таблицам:
- уместность в тексте;
- сквозная нумерация;
- объем таблицы в тексте — до ⅔ листа;
- ссылки в тексте на данные таблицы.
Кроме этого при правильном оформлении таблица сопровождается указанием источника данных. Если вы составляли таблицу самостоятельно, сделайте подпись такого вида:
Источник: составлено автором на основе (ссылки на источники статистических данных или литературные источники).
Общие требования к таблицам соблюсти несложно, но есть ряд нюансов, которые вызывают затруднения. Ниже разберем, куда помещать таблицу, как правильно ее подписывать и ссылаться на нее в тексте.
Оформляем таблицы в тексте
Небольшие таблицы обычно располагают в тексте дипломного проекта. Они необходимы, чтобы наглядно представить цифровые данные и облегчить понимание исследования.
Таблицы в научно-исследовательских работах оформляются по следующим правилам:
- Наименование — над таблицей по левому краю без отступа от края строки
- Таблица называется по форме: Таблица — № — Наименование
- Если для названия нужны 2 и более строк, между ними устанавливается одинарный интервал
- Когда таблица переносится на следующую страницу, перенесенный фрагмент называют «Продолжение таблицы №…»
- Если в проекте много таблиц, допустимо указывать в названии номер главы. Тогда наименование будет выглядеть таким образом — «Таблица 1.4»
При оформлении таблиц учитывайте не только их расположение в тексте, но и внутреннее наполнение. Таблица должна дополнять проект и раскрывать тему, а не затруднять чтение.
Главные правила оформления содержания:
- названия строк пишутся с заглавной буквы;
- подзаголовки ячеек начинаются с маленькой буквы, если являются продолжением заголовка, и с заглавной — если представляют собой самостоятельное предложение;
- все наименования пишутся в единственном числе;
- точки после любых названий ставить не нужно;
- можно использовать шрифт меньшего размера, нежели в основном документе.
Для оформления небольших таблиц можно руководствоваться только этими правилами. Если в вашем проекте таблицы содержат большой массив данных, имеет смысл обратиться к ГОСТ 2.105-2019.
В стандарте вы найдете:
- правила обозначение мер и весов;
- оформление технических данных;
- рекомендации по написанию интервалов и формул.
Если в вашем дипломе цифровых данных немного, можете не оформлять их в виде таблицы. Достаточно представить такой материал текстом, располагая цифры колонкой.
Большие таблицы, занимающие более ⅔ страницы, выносят в приложения. Их располагают в порядке упоминания в тексте и обозначают в виде «Таблица А.1», где А — обозначение приложения, а 1 — номер таблицы.
Практические примеры оформления таблиц
Большие таблицы с массивами данных удобно создавать в MS Excel или Google Таблицах. Для тех, что вы будете размещать в тексте, достаточно возможностей, которые предоставляют MS Word, Google Docs или другой текстовый редактор с похожим функционалом.
Чтобы выбрать нужное количество ячеек в Google Docs, откройте вкладку Вставка — Таблица. Максимальный размер таблицы, предлагаемый редактором — 20х20 ячеек. Вам остается выбрать подходящее количество строк и столбцов.
Когда вы определились с базовой структурой таблицы, можно заниматься деталями. Часто требуется объединить или разделить ячейки, чтобы таблица выглядела аккуратной, была наглядной и понятной.
Чтобы объединить, удалить или добавить ячейки, выделите необходимый интервал и нажмите правую кнопку мыши. Во всплывающем окне выберите необходимую функцию.
Финальным этапом оформления структуры таблицы будет работа с разделительными линиями. Их можно отредактировать, если на всплывающем окне выбрать вкладку «Свойства таблицы». В появившемся окне вы можете выбрать цвет заливки и границы, тип выравнивания и отредактировать размер полей.
Когда шаблон готов, можно приступать к заполнению. Выберите подходящий шрифт и его размер. Если основной текст диплома напечатан Times New Roman и 14 кеглем, данные в таблицу можно вносить этим же шрифтом, но меньшего размера. Обычно используют 10-12 кегль и одинарный интервал.
При заполнении таблицы учитывайте следующие рекомендации:
- Данные в таблице должны быть актуальными, достоверными и уместными.
- Можно использовать только общеизвестные, понятные для всех сокращения.
- Повторяющийся текст в таблице можно заменять кавычками, с цифрами так поступать нельзя.
- Если необходимо, в таблицу разрешено вставить строку с пояснениями.
Правильно оформить таблицы в дипломном проекте — несложно, но иногда отнимает много времени. Если вы и так постоянно заняты, хорошим решением будет заказать дипломную работу у профессоналов, которые напишут диплом точно в срок и оформят по всем нормам и правилам.